Готический стиль, зародившийся во Франции и пришедший из XIII-XV столетий, наиболее полно выражается кафедральными соборами с их стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами.
Огромные города, обнесенные крепостными стенами, большие, прекрасно укрепленные замки, вооруженные до зубов рыцари на лошадях, грандиозные соборы с
витражами, контрфорсами и гаргульями — вот как мы, обычно, представляем себе Европу в XII-XIV веках. Эта эпоха называется «эпохой готики» в честь архитектурного готического стиля. Термин «готический» первоначально имел негативную окраску: он был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
В позднее Средневековье внутреннее убранство храмов становится более пышным. Скульптура на стенах и колоннах перекликается с деревянной резьбой скамей и кафедры священника.
Канделябры, литургические принадлежности и облачение из вышитых тканей придавали интерьеру готической церкви пышность и красочность. На алтаре часто находился триптих, состоящий из центральной и двух боковых панелей. Задние поверхности боковых панелей также могли быть покрыты неяркими росписями или резьбой, так что, когда во время службы триптих открывался, он начинал сиять яркими красками. Узоры на стенах и в нижней части сводов также были цветными.
Стенные росписи часто воссоздаются заново, иногда они скрыты под более поздними наслоениями или вовсе уничтожены, так что стены имеют цвет натурального камня. Готические храмы украшают цветные стекла,
или
витражи.
Цветные стекла получались путем добавления различных красителей в расплавленное стекло. Стекло изготавливалось в виде небольших пластин, технология создания больших листов еще не была известна. Для того чтобы сделать витраж большого размера, маленькие кусочки стекла соединялись с помощью свинцовых полос. Использовались яркие, чистые цвета — преимущественно красный и синий, а также янтарно-желтый и различные оттенки зеленого. Витражи служили своего рода наглядным пособием во времена, когда прихожане не умели читать, а иллюстрированные книги были им недоступны. Попадая в интерьер храма с ярко расцвеченными витражами, мы до сих пор испытываем душевный трепет. Людей эпохи Средневековья это зрелище должно было потрясать и вдохновлять.
В готике есть свой собственный набор декоративных элементов, абстрактные элементы классических ордеров — дентикулы, меандр, ионики и т.д. — были заменены орнаментами, которые изображают различные природные формы, порой очень точно. Орнаменты в виде трилистника (клевер) и четырехлистника и разнообразные лиственные орнаменты — приметы нового готического стиля. Скульптура (гротески, горгульи) может быть забавной и устрашающей. В орнаментах окон впервые появляется массверк — орнамент готики, в основе которого нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Формы
этого
орнамента
чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д. Орнаменты в готике использовались произвольно, а не в соответствии с правилами, как в классической архитектуре. Стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод были в эпоху готики самыми передовыми конструкциями. Принято считать, что стрельчатая арка символизирует стремление к небесам, к Богу. Стрельчатые арки использовались не только в храмовой архитектуре. Они есть в замках, городских укреплениях, ратушах и других светских постройках, в мебели и декоративных предметах.
Интерьеры замков и больших домов эпохи готики имели продуманную планировку. Зал остается главным помещением. В одном конце зала обычно находится вестибюль, получивший название «screens» (ширма, перегородка) из-за того, что он был отделен от основного помещения деревянной перегородкой. Она служила опорой для балкона – галереи менестрелей, где выступали музыканты и артисты – и соединялась с кухней и кладовыми. На другом конце зала помещалась платформа, где стоял
стол, предназначавшийся для членов семьи хозяина дома и важных гостей, остальные гости рассаживались на лавках за временными столами в центре.
Камин (важная примета готического стиля) служил источником тепла. Помещения меньшего размера, имевшие разное назначение, - гостиные, спальни, часовни – были сосредоточены вокруг внутреннего двора.
Многие комнаты имели каменные готические своды. Окна маленькие, со стеклами в свинцовых переплетах и деревянными ставнями. Каменные скамьи под окнами позволяли сидеть в потоке солнечных лучей. Окна закрывались ставнями на петлях, который открывались при помощи веревки. Многие предметы мебели были переносными, а иногда временными, хотя в покоях богатых людей стали появляться кровати с
балдахином, защищавшим от холода и посторонних глаз. Постельное белье, подушки, простыни и одеяла из цветных тканей. Столы покрывались красивыми скатертями. В
шкафах готического стиля хранятся тарелки и кубки. В интерьере применяемым цвета и материалам характерна сочетаемость. Очень важно стилевое единство пространства с обстановкой дома. Картины в очень красивых окладах, зеркала в позолоченных багетах, ковры, гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. В отделке используются
мрамор, камень, металл (железо или
бронза).
В домах простых людей были одна, максимум две, комнаты, земляной или дощатый пол, голые каменные или деревянные стены и минимум мебели – скамьи, стол, сундук или буфет.
Кровати, особенно в северных районах, представляли собой деревянную конструкцию, по форме напоминавшую ящик, зачастую такой короткий, что спать в нем приходилось полусидя. Очаг или камин служил для обогрева и приготовления пищи. Свечи уже прочно вошли в обиход, поэтому появились разные подсвечники, от простых до изящных настольных или настенных.
В городах в домах зажиточных горожан интерьеры украшают покрытые резьбой двери и камины, а также яркие росписи потолков. В главных комнатах были гобелены. Простые доски на козлах в более позднее время были заменены готическими столами. В конце Средневековья комнаты богатых феодалов и коммерсантов отделывали деревянными панелями. В интерьерах преобладал цвет дерева за исключением отдельных деталей (например, гербов), нарисованных яркими красками. Зачастую в отделанных деревом комнатах можно увидеть встроенные в стены скамьи, шкафы и умывальниками. После того как в Германии для обогрева помещений появились печи, их стали украшать изразцами. Украшение панелей и фризов орнаментом было излюбленным способом продемонстрировать богатство и вкус владельца дома. Орнамент готического стиля мог быть простым геометрическим или готическим со стрельчатыми арками, лиственными и цветочными орнаментами. Искусство резьбы по дереву достигло высочайшего уровня, особенно, в Германии, Швейцарии и Англии. По мере того как стекло становилось доступным и недорогим материалом, увеличивались размеры и количество окон.
Хотя средневековые концепции и технологии готического стиля продолжали существовать в Европе на протяжении нескольких столетий после того, как в искусстве и архитектуре появились новые идеи и формы, интерес к Средним векам по-прежнему основывается на понимании того, что это была последняя эпоха, которая коренным образом отличалась от современного периода.