Готический стиль

Готический стиль, зародившийся во Франции и пришедший из XIII-XV столетий, наиболее полно выражается кафедральными соборами с их стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами.
  Огромные города, обнесенные крепост­ными стенами, большие, прекрасно ук­репленные замки, вооруженные до зубов рыцари на лошадях, грандиозные собо­ры с витражами, контрфорсами и гаргульями — вот как мы, обычно, пред­ставляем себе Европу в XII-XIV веках. Эта эпоха называется «эпохой готики» в честь архитектурного готического стиля. Термин «готический» первоначально имел нега­тивную окраску: он был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрожде­ния как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считав­шегося «варварским».
   В позднее Средневековье внутрен­нее убранство храмов становится более пышным. Скульптура на стенах и колоннах перекликается с деревянной резьбой скамей и кафедры священни­ка. Канделябры, литургические при­надлежности и облачение из вышитых тканей придавали интерьеру готиче­ской церкви пышность и красочность. На алтаре часто находился триптих, состоящий из центральной и двух боковых панелей. Задние по­верхности боковых панелей также могли быть покрыты неяркими роспи­сями или резьбой, так что, когда во время службы триптих открывался, он начинал сиять яркими красками. Узоры на стенах и в нижней части сводов так­же были цветными. Стенные росписи часто воссоздаются заново, иногда они скрыты под более поздними наслоени­ями или вовсе уничтожены, так что стены имеют цвет натурального камня. Готические храмы украшают цвет­ные стекла,  или витражи.  Цветные стекла получались путем добавления различных красителей в расплавлен­ное стекло. Стекло изготавливалось в виде небольших пластин, технология создания больших листов еще не была известна. Для того чтобы сделать вит­раж большого размера, маленькие кусочки стекла соединялись с помо­щью свинцовых полос. Использо­вались яркие, чистые цвета — преиму­щественно красный и синий, а также янтарно-желтый и различные оттенки зеленого. Витражи служили своего ро­да наглядным пособием во времена, когда прихожане не умели читать, а ил­люстрированные книги были им недоступны. Попадая в интерьер хра­ма с ярко расцвеченными витражами, мы до сих пор испытываем душевный трепет. Людей эпохи Средневековья это зрелище должно было потрясать и вдохновлять.
    В готике есть свой собственный на­бор декоративных элементов, абст­рактные элементы классических орде­ров — дентикулы, меандр, ионики и т.д. — были заменены орнаментами, которые изображают различные при­родные формы, порой очень точно. Орнаменты в виде трилистника (клевер) и четырехлистника и разно­образные лиственные орнаменты — приметы нового готического стиля. Скульптура (гротески, горгульи) может быть за­бавной и устрашающей. В орнаментах окон впервые появляется массверк — орнамент готики, в основе которого нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Фор­мы   этого   орнамента   чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, со­ставленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д. Орнаменты в го­тике использовались произвольно, а не в соответствии с правилами, как в классической архитектуре. Стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод были в эпоху готики са­мыми передовыми конструкциями. Принято считать, что стрельчатая арка символизирует стремление к небесам, к Богу. Стрельчатые арки использова­лись не только в храмовой архитекту­ре. Они есть в замках, городских укре­плениях, ратушах и других светских постройках, в мебели и декоратив­ных предметах.
  Интерьеры замков и больших домов эпохи готики имели продуманную планировку. Зал остается главным помещением. В одном конце зала обычно находится вестибюль, получивший название «screens» (ширма, перегородка) из-за того, что он был отделен от основного помещения деревянной перегородкой. Она служила опорой для балкона – галереи менестрелей, где выступали музыканты и артисты – и соединялась с кухней и кладовыми. На другом конце зала помещалась платформа, где стоял стол, предназначавшийся для членов семьи хозяина дома и важных гостей, остальные гости рассаживались на лавках за временными столами в центре. Камин (важная примета готического стиля) служил источником тепла. Помещения меньшего размера, имевшие разное назначение, - гостиные, спальни, часовни – были сосредоточены вокруг внутреннего двора.
  Многие комнаты имели каменные готические своды. Окна маленькие, со стеклами в свинцовых переплетах и деревянными ставнями. Каменные скамьи под окнами позволяли сидеть в потоке солнечных лучей. Окна закрывались ставнями на петлях, который открывались при помощи веревки. Многие предметы мебели были переносными, а иногда временными, хотя в покоях богатых людей стали появляться кровати с балдахином, защищавшим от холода и посторонних глаз. Постельное белье, подушки, простыни и одеяла из цветных тканей. Столы покрывались красивыми скатертями. В шкафах готического стиля хранятся тарелки и кубки. В интерьере применяемым цвета и материалам характерна сочетаемость. Очень важно стилевое единство пространства с обстановкой дома. Картины в очень красивых окладах, зеркала в позолоченных багетах, ковры, гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. В отделке используются мрамор, камень, металл (железо или бронза).
  В домах простых людей были одна, максимум две, комнаты, земляной или дощатый пол, голые каменные или деревянные стены и минимум мебели – скамьи, стол, сундук или буфет. Кровати, особенно в северных районах, представляли собой деревянную конструкцию, по форме напоминавшую ящик, зачастую такой короткий, что спать в нем приходилось полусидя. Очаг или камин служил для обогрева и приготовления пищи. Свечи уже прочно вошли в обиход, поэтому появились разные подсвечники, от простых до изящных настольных или настенных.
  В городах в домах зажиточных горожан интерьеры украшают покрытые резьбой двери и камины, а также яркие росписи потолков. В главных комнатах были гобелены. Простые доски на козлах в более позднее время были заменены готическими столами. В конце Средневековья комнаты богатых феодалов и коммерсантов отделывали деревянными панелями. В интерьерах преобладал цвет дерева за исключением отдельных деталей (например, гербов), нарисованных яркими красками. Зачастую в отделанных деревом комнатах можно увидеть встроенные в стены скамьи, шкафы и умывальниками. После того как в Германии для обогрева помещений появились печи, их стали украшать изразцами. Украшение панелей и фризов орнаментом было излюбленным способом продемонстрировать богатство и вкус владельца дома. Орнамент готического стиля мог быть простым геометрическим или готическим со стрельчатыми арками, лиственными и цветочными орнаментами. Искусство резьбы по дереву достигло высочайшего уровня, особенно, в Германии, Швейцарии и Англии. По мере того как стекло становилось доступным и недорогим материалом, увеличивались размеры и количество окон.
   Хотя средневековые концепции и технологии готического стиля продолжали существовать в Европе на протяжении нескольких столетий после того, как в искусстве и архитектуре появились новые идеи и формы, интерес к Средним векам по-прежнему основывается на понимании того, что это была последняя эпоха, которая коренным образом отличалась от современного периода.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67