Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, ок.1266 или 1267-1337) – итальянский художник, скульптор и архитектор, представитель флорентийской школы, признанный гений искусства итальянского ренессанса.
Учился, скорее всего, у Чимабуе (Cimabue), известного флорентийского живописца. Работал во Флоренции и в Падуе. С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Джотто вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. В начале 1300-х годов посетил Рим, где на него произвели сильное впечатление живопись П. Каваллини и раннехристианские мозаики. В Риме выполнил огромную мозаику «Навичелла» для базилики св. Петра, на ней был изображен Христос и ладья с апостолами. Мозаика погибла в начале XVI века при разрушении старой базилики. В первое десятилетие нового века Джотто живет в основном в Падуе, где пишет одно из самых знаменитых своих творений – роспись Каппелы дель Арена в Падуе (1304-1306). Стены небольшого помещения капеллы расписаны изображениями, повествующими о жизни Марии и Христа. На стене перед входом – сцена Страшный суд», на противоположной стене – «Благовещение», остальные фрески занимают боковые стены, располагаясь в три яруса. Художник придал традиционным религиозным мотивам совершенно иное звучание, превращая библейский сюжет в реальное событие. Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти
росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.
Закончив работы в капелле, Джотто остается некоторое время в Падуе и покрывает фресками на светские темы большой зал палаццо Раджоне. Затем со славой возвращается во Флоренцию. Здесь в 1310 году для церкви Всех Святых Джотто выполнил ныне знаменитую, монументальную картину «Мадонна Оньисанти», изображающую мадонну с младенцем в окружении ангелов и святых.
Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто
фресок сохранились только росписи капеллы св. Магдалины в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, открытых в XX веке под слоем штукатурки, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из ранних фресок (в Ассизи), а также эпизоды на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.
В 1330 году король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 году он был назначен флорентийской Синьорией главным архитектором Флорентийского собора. Это назначение было, прежде всего, актом публичного признания его заслуг. Джотто не только руководит работами по строительству, но и выполняет престижные заказы. Между 1329 и 1333 годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского. Около 1335 года – в Милане для правителя Аццоне Висконти. В то же время он уверенно руководит своей мастерской, из которой выходили очень сложные по изобразительным задачам произведения, изумляющие роскошью и горением красок. Пример, два больших полиптиха – из Болоньи и из капеллы Барончелли в Санта-Кроче, – оба подписанные Джотто.
В 1334 году также был заложен фундамент кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько нам известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки.
Влияние творчества Джотто простирается на целые века. Оно оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров XIV-XV вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело). Творчество заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение
Микеланджело,
Леонардо да Винчи,
Рафаэля или Мазаччо.