Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, представитель романтического направления русского модерна, Михаил Александрович Врубель родился 5 марта (17 марта по новому стилю) 1856 года в Западной Сибири, в Омске. Столь экзотическая «точка» рождения художника объяснялась профессией его отца, Александра Михайловича. А. М. Врубель, в прошлом строевой офицер, участник Крымской кампании и боевых действий на Кавказе, был военным юристом, что заставляло его (и его семью) часто менять места жительства. Мать художника, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырех детей и умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился — на Е. X. Вессель. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие — она была пианистка, и, благодаря ее исполнительскому мастерству, будущий художник близко познакомился с классической музыкой.
В 1863 году семья переехала в Харьков, в 1864-м — в Петербург, потом — в Саратов; в 1867-м — вновь в Петербург; наконец, в 1870-м — в Одессу, где М. Врубель окончил (в 1874 году) с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию.
Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он увлеченно рисовал, во время петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. А. М. Врубель считал, что это полезно для общего развития, но на будущность сына смотрел с точки зрения царивших тогда «положительных взглядов» — непременным условием выбора профессии тут была «польза для общества». В результате М. Врубель в 1874 году оказался на юридическом факультете Петербургского университета. Учась на юриста, он не оставил мечты стать художником — много читал, посещал выставки, спорил в студенческих компаниях о «целях и назначении искусства», занимался в вечерних классах Академии художеств. Ее студентом Врубель и стал сразу же по окончании университета и отбытии воинской повинности. Это произошло в 1880 году. В Академии он встретился с В. Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, К. Коровиным, Врубель познакомился несколько позже — в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П. Чистякова и И. Репина. Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А. Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством А. Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом — во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы жизненной конкретики и современного мирочувствия, которое было трудно назвать традиционно религиозным. Можно услышать в его эскизах, выполненных для Владимирского собора, и эхо венецианской живописи эпохи Возрождения — с нею Врубель близко познакомился, полгода (с ноября 1884 года по апрель 1885 года) проведя в Венеции. Там он изучал творчество мастеров XV века, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др.). Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" (1885, Государственный музей русского искусства, Киев) - нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Прообразом для лика Богоматери послужило лицо Эмилии Львовны Праховой - жены профессора А.В. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. В дальнейшем Врубель продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. Как бы то ни было, но его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 году он был окончательно отстранен от работы. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова.
В том же году Врубель переехал в Москву — начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцевом, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи — эпохи символизма и религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.
В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому под редакцией Кончаловского фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к образу Демона. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика.
В 1891-1892 годах художник живет в Италии, куда едет вместе с семьей С.И. Мамонтова. В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - "Венеция" (1893, ГРМ) - создано по впечатлениям от поездки в Италию. Он активный участник Мамонтовского кружка, успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере С.И. Мамонтова, где сближается с Н.А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане" ("Морская царевна", "Тридцать три богатыря" и др.). Занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. Пишет портреты С.И. Мамонтова (1897, ГТГ) и К.Д. Арцыбушева (1897, ГТГ), заканчивает "Демона". В 1899-1900 годах возглавляет керамическую мастерскую в Абрамцеве и исполняет скульптуры для майолик (Снегурочка, Лель, Волхов, Садко, Купава и др.).
В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Дело в том, что С. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно — для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов совершил демарш — в короткий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры (вспомним по случаю похожий случай с «параллельной» выставкой Курбе на Парижской всемирной выставке).
Сразу же после Нижегородской выставки Врубель обрел семейное счастье, женившись на певице Надежде Забеле (молодые обвенчались летом в Женеве). Вскоре Н. Забела — по приглашению С. Мамонтова — стала ведущей артисткой его Частной оперы. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творческом плане и благополучным — в плане житейском. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. В 1897 году Врубель пишет для Морозова панно "Утро", "Полдень" и "Вечер", создает картины на темы русских сказок, свои лучшие живописные вещи ("Пан", "Сирень", "К ночи", "Царевна-Лебедь"), портреты С.И. Мамонтова, Н.И. Забелы и др. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Он сблизился с «мирискусниками» (хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям), много выставлялся — на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти» и пр.
В 1901 году у Врубеля родился сын Савва. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом — «заячьей губой», — что произвело на художника тягостное впечатление. Вообще, на рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой. В 1899 году он потерял отца, которого — при всех стычках и несогласии во взглядах — преданно любил. В том же году Врубель пишет "Демона летящего". Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.
В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности: он на глазах вырастал в собственном мнении, теперь ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына, случившейся в 1903 году, Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину — «Демон поверженный». До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменялись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия. Длился этот мрак четыре года.
Врубель умер 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1910 года, в петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...» Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».
М.А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения.
|