Врубель Михаил Александрович

 Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, представитель романтического направления русского модерна, Михаил Александрович Врубель родил­ся 5 марта (17 марта по новому стилю) 1856 года в Западной Сибири, в Ом­ске. Столь экзотическая «точка» рождения ху­дожника объяснялась профессией его отца, Але­ксандра Михайловича. А. М. Врубель, в прошлом строевой офицер, участ­ник Крымской кампании и боевых действий на Кав­казе, был военным юри­стом, что заставляло его (и его семью) часто ме­нять места жительства. Мать художника, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырех детей и умерла, когда маленькому Мише было всего три го­да. Спустя четыре года его отец вновь женился — на Е. X. Вессель. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие — она была пианистка, и, благо­даря ее исполнительскому мастерству, будущий ху­дожник близко познако­мился с классической музыкой.
    В 1863 году семья переехала в Харь­ков, в 1864-м — в   Петербург, по­том — в Саратов; в 1867-м — вновь в Петербург; нако­нец, в   1870-м — в Одессу, где М. Врубель окончил (в 1874 году) с   золотой   медалью знаменитую Ришельевскую гимназию.
    Его художествен­ные способности про­явились очень рано. Уже в пятилетнем воз­расте он увлеченно рисовал, во время петер­бургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную шко­лу Общества изящных искусств. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. А. М. Врубель считал, что это полезно для об­щего развития, но на бу­дущность сына смотрел с точки зрения царивших тогда «положительных взглядов» — непременным условием выбора профес­сии тут была «польза для общества». В результате М. Врубель в 1874 году оказался на юридическом факультете Петербургско­го университета. Учась на юриста, он не оставил мечты стать художни­ком — много читал, посе­щал выставки, спорил в студенческих компаниях о «целях и назначении ис­кусства», занимался в ве­черних классах Академии художеств. Ее студентом Врубель и стал сразу же по оконча­нии университета и отбы­тии воинской повинности. Это произошло в 1880 го­ду. В Академии он встре­тился с В. Серовым, одним из двух жи­вописцев, с которы­ми был наиболее близок. С другим, К.   Коровиным, Врубель познако­мился несколько позже — в 1886 году. В Академии молодой художник учился у П. Чистякова и И. Ре­пина. Академию Врубель оставил в 1884 году, будучи при­глашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом А. Праховым в Киев поучаствовать в ре­ставрации древних росписей Кирилловской церкви. Следующие шесть лет его жизни были связаны с Кие­вом. Здесь, под руководством А. Прахова, он изучал ви­зантийскую иконопись, трудился в Кирилловской церк­ви, а потом — во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать визан­тийскую эстетику, внеся в них элементы жизненной конкретики и современного мирочувствия, которое было трудно назвать традиционно религиозным. Мож­но услышать в его эскизах, выполненных для Владимир­ского собора, и эхо венецианской живописи эпохи Воз­рождения — с нею Врубель близко познакомился, полгода (с ноября 1884 года по апрель 1885 года) прове­дя в Венеции. Там он изучал творчество мастеров XV века, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др.). Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" (1885, Государственный музей русского искусства, Киев) - нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Прообразом для лика Богоматери послужило лицо Эмилии Львовны Праховой - жены профессора А.В. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. В дальнейшем Врубель продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. Как бы то ни было, но его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 году он был окончательно отстранен от работы. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова.
     В том же году Врубель переехал в Москву — начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с мос­ковским домом и подмосковным имением Абрамцевом, принадлежавшими известному любителю искусств, ме­ценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка Савве Мамонтову. Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформле­нием театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи — эпохи символизма и религиозного реформаторства, которым искусилась тог­дашняя светская культура.
 В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому под редакцией Кончаловского фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к образу Демона. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика.
 В 1891-1892 годах художник живет в Италии, куда едет вместе с семьей С.И. Мамонтова. В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них - "Венеция" (1893, ГРМ) - создано по впечатлениям от поездки в Италию. Он активный участник Мамонтовского кружка, успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере С.И. Мамонтова, где сближается с Н.А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане" ("Морская царевна", "Тридцать три богатыря" и др.). Занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. Пишет портреты С.И. Мамонтова (1897, ГТГ) и К.Д. Арцыбушева (1897, ГТГ), заканчивает "Демона". В 1899-1900 годах возглавляет керамическую мастерскую в Абрамцеве и исполняет скульптуры для майолик (Снегурочка, Лель, Волхов, Садко, Купава и др.).
    В 1896 году прошла первая выставка Врубе­ля, явившаяся результатом скандала. Дело в том, что С. Мамонтов, отвечавший за художе­ственное оформление Всероссийской про­мышленной и сельскохозяйственной выстав­ки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно — для оформления художественно­го отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожествен­ные». В ответ Мамонтов совершил демарш — в корот­кий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором пред­ставили восемь живописных работ художника и две его скульптуры (вспомним по случаю похожий случай с «па­раллельной» выставкой Курбе на Парижской всемир­ной выставке).
 Сразу же после Нижегородской выставки Врубель об­рел семейное счастье, женившись на певице Надежде Забеле (молодые обвенчались летом в Женеве). Вскоре Н. Забела — по приглашению С. Мамонтова — стала веду­щей артисткой его Частной оперы. Следующее пятиле­тие оказалось для Врубеля самым плодотворным в твор­ческом плане и благополучным — в плане житейском. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. В 1897 году Врубель пишет для Морозова панно "Утро", "Полдень" и "Вечер", создает картины на темы русских сказок, свои лучшие живописные вещи ("Пан", "Сирень", "К ночи", "Царевна-Лебедь"), портреты С.И. Мамонтова, Н.И. Забелы и др. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Он сблизился с «мирискусниками» (хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям), много выстав­лялся — на выставках «Мира ис­кусства», венского Сецессиона, «36-ти» и пр.
 В 1901 году у Врубеля родил­ся сын Савва. Ребенок появился на свет с врожденным дефек­том — «заячьей губой», — что произвело на художника тяго­стное впечатление. Вообще, на рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой. В 1899 году он потерял отца, которого — при всех стычках и несогласии во взглядах — преданно любил. В том же году Врубель пишет "Демона летящего". Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.
В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности: он на глазах вырастал в собственном мне­нии, теперь ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. В на­чале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сума­сшествием. Прогнозы великого психи­атра очень скоро сбылись. После смер­ти малолетнего сына, случившейся в 1903 году, Врубель превратился в поч­ти постоянного обитателя психиатриче­ских клиник. Незадолго до этого он на­писал страшную в своей обреченности картину — «Демон поверженный». До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменя­лись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В 1905 году его из­брали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в пред­смертный мрак сумасшествия. Длился этот мрак четыре года.
Врубель умер 1 апреля (14 апреля по новому стилю) 1910 года, в петербург­ской клинике доктора Бари. Последни­ми его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...» Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника авто­ром «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».
 М.А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67