Рафаэль

Рафаэль (Раффаэлло Санти, Raphael, Raffaello Sanzio, 1483-1520) считается одним из самых талантливых художников и архитекторов, когда-либо живших на Земле. Его гений получил признание не только у современ­ников, но и в последующие века.
 Рафаэлло Санти родился 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом го­родке Урбино. Его фамилия часто произноси­лась на латинский лад как Сантиус или Санцио, а сам художник, подписывая картины, использовал латинизированную форму своего имени — Рафаэль. Именно под этим именем он и стал известен всему миру. Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и слу­жил при дворе герцога Урбинского, где цари­ла высокая культура, терпимость и утончен­ность. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живо­писцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказ­чиками из самых знатных и богатых слоев об­щества. В отличие от большинства художни­ков он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
  В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 авгу­ста 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Ра­фаэль, которому едва исполнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспита­ние дядя Бартоломео, священник. К этому времени у Рафаэля уже явственно об­наружился талант художника.  К сожале­нию, неизвестно как Рафаэль помогал в работе своему отцу, как и где он учился основам мастерства. Первые уроки живописи Рафаэль полу­чил от своего отца, однако наиболее сильное видимое влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих масте­ров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Рафаэль был представлен Перуджино очень юным, хотя этот факт считается спорным. Многие современ­ные исследователи склоняются к тому, что на самом деле знакомство Рафаэ­ля с Перуджино произошло лишь на рубеже столетий. К этому времени Рафаэль, прибли­жавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в докумен­те, датированном 1500 годом, он назван «ма­гистром» (мастером). Но если это так, то совместную работу Рафаэ­ля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, а не союзом мастера и подмастерья.
  Первой достоверно документированной ра­ботой Рафаэля был запрестольный образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, го­родке, расположенном между Урбино и Перуджей. Этот образ, посвященный святому Николаю Толентинскому, был заказан худож­нику в декабре 1500 года и завершен им в сен­тябре 1501. На протяжении нескольких последующих лет Рафаэль выполняет еще ряд заказов от церквей в Чита-ди-Кастелло и Перудже, включая несколько больших запрестольных образов. В те же годы он пишет неболь­шие картины для частных собраний. Ближе к концу 1504 года Рафаэль переезжает во Фло­ренцию. Этот город он считает самым подходящим ме­стом для того, чтобы изучать и совершенствовать тех­нику письма. Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, Рафаэль, которому исполнился всего лишь 21 год, понимает, что пришла пора учиться мастерству у самых выдающихся художников, у тита­нов, живущих во Флоренции, — Леонардо да Винчи и Микеланджело.
  Во Флоренции Рафаэль проводит более четырех лет, и это время в биографии художника часто называют «флорентийским периодом». На протяжении «флорентийского периода» большин­ство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с рели­гиозным содержанием числится только одна — запре­стольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. Однако неболь­шие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены. Рафаэль успевал не только поражать заказчи­ков изысканностью своего искусства, но и завязывать новые знакомства с местными художниками. В их чис­ле был и фра Бартоломео, ставший ведущим флорен­тийским художником после того, как в 1506 году город одновременно покинули Микеланджело, уехавший в Рим, и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. Именно под влиянием Бартоломео прежний легкий и изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным.
  Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как полагают, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника, и вскоре худож­ника нанимает на работу сам папа Юлий II — первая за­пись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунк­том в судьбе Рафаэля. До этого в свои 25 лет Рафаэль оставался художником, подающим большие надежды, известным, но еще не достигшим истинных высот. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ - росписи парадных залов (станц) Ватикана. Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, и с этого момента карьера художника была тесно связана с име­нами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, выпол­ненные по их заказу, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима. До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходи­лось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», ставшую од­ним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Кроме «Афинской школы» были написаны замечательные фрески:  "Диспута", "Парнас", "Мудрость, Мера и Сила", а также соответствующие аллегорические фигуры, сцены на библейские и мифологические сюжеты. В этом величайшем шедевре гармонично сочетаются величие и изящество. Почти вся роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Правда, при работе над последующими тремя комнатами он в целях экономии вре­мени уже достаточно широко привлекал помощников, осуществлявших замысел ма­стера. Рафаэль очень умело руководил работой своей мастерской, и в этом отразил­ся не только талант художника, но и его открытая, щедрая душа.
  В 1514 году Рафаэля приглашают в качест­ве архитектора на реконструкцию самого большого в мире христианского храма Святого Петра, который начали пере­страивать при Юлии II. Это приглашение поступило после смерти Браманте, под руководством которого храм обновлялся начиная с 1506 года. Несмотря на то, что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции собора Святого Петра были пересмотрены, он ус­пел за короткий период спроектировать несколько других построек, сумев при этом зарекомендовать себя с самой луч­шей стороны, и получил признание не только как первый художник, но и как пер­вый архитектор Рима. К сожалению, большинство архитектурных сооружений Ра­фаэля были впоследствии снесены или перестроены, поэтому сейчас мы не имеем возможности составить представление о его достижениях в этой сфере искусства. Еще интенсивнее Рафаэль начал трудить­ся с 1515 года, когда папа Лев X возложил на художника ответственность за сохране­ние и перепись античных мраморных изваяний. На документе имеется любопыт­ная приписка, из которой следует, что античные римские изваяния зачастую ис­пользовали в то время как строительный материал при постройке новых зданий. Спустя два года Рафаэль назначается глав­ным хранителем римских древностей и в этом качестве разрабатывает план по де­тальной переписи всех античных памят­ников. С этого времени Рафаэль становит­ся самым тесным образом связанным со всеми предприятиями, проводимыми по инициативе папы римского, но при этом успевает выполнять еще и частные заказы богатых клиентов. Ему всего 35, но как ху­дожник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства. Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, а может быть, и более талантливы, чем Рафаэль, однако Леонардо часто оставлял свои ра­боты незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характе­ром. Рафаэль же был мечтой любого заказчика — исполнительным гением с ангель­ским характером.
  Уровень его мастерства последних лет лучше виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Несмотря на раннюю смерть, Рафа­эль умер в свой 37 день рождения (похоронен в римском Пантеоне), он оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67