Гризайль

  Гризайль, Грисай (франц. grisaille от gris - «серый») - роспись, выполняемая тональными градациями одного цвета-серого или коричневого. По­скольку такая роспись является ахроматической, или монохромной, ее неверно назы­вать живописью. Техника гризайль возник­ла в античности, развивалась в искусстве Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения. Гризайлью изображены две центральные фигуры (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) нижнего яруса на­ружных створок знаменитого Гентского алтаря и Дрезденского, работы Я. ван Эйка. По опреде­лению А. Дюрера, осматривавшего алтарь в Генте, упомянутые фигуры «окрашены в цвет камня». Подобные приемы в то вре­мя свидетельствовали о подражании живописцев искусству скульптуры, а также, что особенно характерно для арс нова (лат. ars nova - новое искусство), об увле­чении эффектами «trompe-l'oeil» (франц., «обманчивой видимости»). Обратный процесс объясняет рас­крашивание, яркую полихромную роспись каменных статуй в интерьерах храмов и фигур деревянных резных алтарей. В конце XV века в ис­кусстве Нидерландов и Италии (кватрочен­то) более актуальной оказалась живопись, и техника гризайль отошла на второй план. Она частично использовалась в росписях итальянской майолики, оригинальное развитие получила в искусстве лиможских эма­лей. В станковой академической живописи гризайль коричневым, серым тоном или бе­лилами по темному грунту при­меняется в качестве подмалевка. По такой подготовке далее пишут лессировками цвет­ными красками. С XVII веке в искусстве Барокко гризайль стали применять в архи­тектуре — для декоративных росписей плафонов и падуг. Ахроматическое модели­рование светотени создавало обманчивый эффект, иллюзию рельефа и хорошо соче­талось с подлинно рельефным архитектур­ным декором. Но наибольшее распростра­нение росписи гризайлью получили в ар­хитектуре Неоклассицизма XVIII—XIX веках и в стиле Ампира начала XIX веке, поскольку они ассоциировались с античной скульптурой.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67