Гризайль, Грисай (франц. grisaille от gris - «серый») - роспись, выполняемая тональными градациями одного цвета-серого или коричневого. Поскольку такая роспись является ахроматической, или монохромной, ее неверно называть живописью. Техника гризайль возникла в античности, развивалась в искусстве Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения. Гризайлью изображены две центральные фигуры (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) нижнего яруса наружных створок знаменитого Гентского алтаря и Дрезденского, работы Я. ван Эйка. По определению А. Дюрера, осматривавшего алтарь в Генте, упомянутые фигуры «окрашены в цвет камня». Подобные приемы в то время свидетельствовали о подражании живописцев искусству скульптуры, а также, что особенно характерно для арс нова (лат. ars nova - новое искусство), об увлечении эффектами «trompe-l'oeil» (франц., «обманчивой видимости»). Обратный процесс объясняет раскрашивание, яркую полихромную роспись каменных статуй в интерьерах храмов и фигур деревянных резных алтарей. В конце XV века в искусстве Нидерландов и Италии (кватроченто) более актуальной оказалась живопись, и техника гризайль отошла на второй план. Она частично использовалась в росписях итальянской майолики, оригинальное развитие получила в искусстве лиможских эмалей. В станковой академической живописи гризайль коричневым, серым тоном или белилами по темному грунту применяется в качестве подмалевка. По такой подготовке далее пишут лессировками цветными красками. С XVII веке в искусстве Барокко гризайль стали применять в архитектуре — для декоративных росписей плафонов и падуг. Ахроматическое моделирование светотени создавало обманчивый эффект, иллюзию рельефа и хорошо сочеталось с подлинно рельефным архитектурным декором. Но наибольшее распространение росписи гризайлью получили в архитектуре Неоклассицизма XVIII—XIX веках и в стиле Ампира начала XIX веке, поскольку они ассоциировались с античной скульптурой.
|